- ПРЕТОРИУС
- (Prätorius, латинизировано из Шульц или Шульце), 1) Кристоф, кантор в Люнебурге; изд. "Fröhliche und liebliche Ehrenlieder etc." (1581), траурную песнь на смерть Меланхтона (1560) и много других, как он сам выражается "geistliche Kirchengesänge und Ehrenlieder". 2) Иероним, известный органист и композитор, род. 10 авг. 1560 в Гамбурге, ум. 27 янв. 1629 там же; сын органиста. Закончив в Кёльне свое образование, начатое под руков. отца, П. сделался 1580 городским кантором в Эрфурте, 1582 помощником и 1586 преемником своего отца в кач. органиста церкви св. Иакова в Гамбурге. Из произведений его напечатаны: "Cantiones sacrae" (58-глсн., 1599, 1607, 22); "Magnificat" (8-глсн., 1602, 22); "Liber missarum" (18-глсн., 1616); "Cantiones variae" (520-глсн., 1618, 23); названные произведения изданы были также полным собранием под заглавием: "Opus musicum novum et perfectum"; "Cantiones novae" (515-глсн., 161825). Кроме того издано еще несколько песней на разные случаи. Вместе с своим сыном Иаковом П-м (ум. 1651 органистом церкви св. Петра в Гамбурге, ученик И. П. Свелинка) и двумя также известными органистами И. Декером и Д. Шейдеманом, П. издал 1604 в Гамбурге "Melodeyen-Gesangbuch". Свадебные песни (58-глсные) Иакова П-а весьма ценны. 3) Бартоломей, издал 1616 в Берлине "Newe liebliche Paduanen und Galliarden mit 5 Stimmen", которые обнаруживают в нем искусного гармониста (срв. превосходную павану его у Римана в "Reigen und Tänze" No 1). 4) Михаил, самый знаменитый из носителей этой фамилии, род. 15 февр. 1571 в Крейцбурге (Тюрингия), ум. 15 февр. 1621 в Вольфенбюттеле; секретарь герцога Брауншвейгского и придв. капельмейстер дворов брауншвейгского, саксонскаго и магдебургского; необычайно ученый музыкант, одинаково выдающийся и как музык. писатель и как композитор. Из композиций его сохранились: "Musae Sioniae" (гигантское сочинение в 9 частях, содержащее 1244 песнопения; а именно 14 части заключают в себе 812-глсные "Konzertgesänge" на темы немецких псалмов и церковных песен; 5-я часть 28-глсные песни и псалмы, 69 части только 4-глсные церковные песни в простом стиле нота против ноты; изданы 16051610, 9-я часть во 2-м изд. под загл. "Bicinia et tricinia" [1611]); "Musarum Sioniarum motetae et psalmi 416 voc. I. pars" (1607); "Eulogodia Sionia" (60 28-глсных мотетов, 1611); "MissodiaSionia" (1611); "Hymnodia Sionia" (28-глсные гимны, 1611); "Megalynodia" (58-глсные мадригалы и мотеты, 1611); "Terpsichore" (46-глсные танцевальные пьесы французских композиторов и П-а, 1612); "Polyhymnia caduceatrix et panegyrica" (песни мира и радости, 12-глсн.; 1619); "Polyhymnia exercitatrix" (28-глсн., 1619); "Uranodia" ("Uranochordia", 19 4-глсных песен, 1613); "Kleine und grosse Litaney etc." (1601); "Epithalamium" (1614); "Puericinium" (14 церковн. песен З 12-глсных, 1621). Как ни велики заслуги П. в деле совершенствования нового музык. стиля с инструментальным сопровождением, но в наст. время его больше знают и ценят за его литературные труды, в особенности за его большое сочинение "Syntagma musicum" (161420, 3 части), которое является одним из важнейших источников для изучения музыки 17-го века, в особенности инструментов и (1614) инструментовки. Первая часть этого труда исторический очерк на латинском языке солидная для своего времени работа; вторая ("De organographia", 1618; в новом издании составляет 13-й том "Publ. der Ges. für Musikforsch."), к которой принадлежат напечатанные впервые 1620 изображения инструментов ("Theatrum instrumentorum seu Sciagraphia"), в высшей степени интересна; третья, музыкально-теоретическая (1619, извлечение помещено в "Monatsh. f. Musikgesch. X, стр. 33). пожалуй, важна, не менее предыдущей. Изучение "Syntagma" необходимо для тех, которые хотят иметь представление о практической музыке начала 17-го века. Остальные сочинения П., которые напечатаны не были, перечислены в 3-й части "Syntagma".
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.